Сад из кустарников: как выбрать растения
На предыдущем этапе мы разобрали, где и какие объёмы кустарников в саду могут иметь место. Не поленимся ещё раз напомнить себе, насколько это важно. Всегда правильнее и логичнее начать именно со структуры, с объёмов, а уже потом заполнять их. Иначе придётся бегать впопыхах по саду, купив очередное растение, в поисках места, куда бы его приткнуть, и потом ломать голову, как его обыграть.
Когда структура будущего сада уже понятна, наступает время выбора растений
Первые статьи цикла: Ads by
Несколько слов о размерах и количествах
С каких растений начинать заполнять ранее спроектированный объём? Ответ однозначен: с самых крупных. Попробуйте взять шарики разного размера и построить из них композицию. Подавляющее большинство людей возьмёт сначала большой шар, потом к нему средний, а уже потом пойдут в дело маленькие -и так далее. В обратном порядке действовать очень трудно, да и нелогично. При этом композиция получается предельно сбалансированной в том случае, если с понижением уровня значимости структурного элемента (в нашем примере с уменьшением диаметра шарика) количество самих элементов увеличивается. То же и в композициях из растений. Ведь законы восприятия едины и не зависят от того, созерцаем мы скульптурную композицию, растительную или сервированный стол. Мы выберем главное, и это главное будет единственным в нашем поле зрения. Как только в той же картине появится второе, пусть неидентичное, но спорящее с первым, «главное» («главные») исчезают вовсе.
Значимых растений в композиции должно быть мало
Многим это становится более понятным, когда проводишь параллель с производством. Есть генеральный директор, под ним — начальники цехов и бригадиры, а уже под началом последних, собственно, более многочисленная рабочая сила. Понятно, что генеральный должен быть один. Как только появляется второй, структура (и композиция) неминуемо рушатся и сохраняются лишь в том случае, если один из генеральных чуть «генеральнее» другого. Всё то же самое относится к размерам растений и степени их декоративности: самых значимых должно быть мало, а вот «рабочие» — это уже масса, их и не считает никто, это часто куртина из каких-либо видов растений, воспринимающаяся пятном, а не отдельными экземплярами.
Главные и подчиненные
Если вы усвоили это, то дальше переходим к непосредственному подбору одного растения к другому. Одно «назначенное» главное мотивирует выбор подчинённых (например, вряд ли вертикаль может быть подчинена «зонту» или шару, скорее только вертикали, но большего размера). Выбранные подчинённые заставляют подбирать те или иные подчинённые уже им растения (например, светлые и ажурные — выше, плотные и тёмные — ниже) — и так далее, до самого нижнего уровня.
Важно добиться удачного соподчинения элементов композиции
Делается это по классическим законам построения гармонии, на которых мы намеренно не останавливаемся. Это законы колористики, пропорциональности, контрастных и нюансных композиций. Это — азы ландшафтного дизайна, и про них уже немало сказано и написано. Вы можете почитать об этом, например, в публикациях: Понимая, что какие-то кустарники станут акцентами ранее спроектированных объёмов, а какие-то — подчинёнными им элементами, нельзя забывать и о нейтральных, фоновых растениях, присутствие которых в стилистически выдержанном саду неизбежно. Именно благодаря им мы можем по достоинству оценить акценты. Если же истинно «звёздные» растения расположены на фоне столь же декоративных и так же претендующих на роль солистов, то первые теряют степень своей важности и становятся не столь привлекательными, а картинка в целом оказывается перегруженной, утомительной и неестественной. Глазу в ней не за что зацепиться, трудно вычленить из всего этого буйства один, но законченный сюжет. Широкий ассортимент декоративных кустарников представлен в нашем каталоге, объединяющем предложения крупных интернет-магазинов посадочного материала и семян.
Выбор по сезону
Необходимо также учитывать и сезонные изменения, которые происходят с растениями. В словах многих иностранных архитекторов об условиях проектирования садов в России слышны завистливые нотки о нашем климате. Мы завидуем их тёплым условиям, а они — нашим. Часто это сводится примерно к такому монологу: «Вы не представляете, чем располагаете! У вас то всё чисто-белое и графичное, то вдруг ярко-зелёное, а потом — огненно-красное и золотое. Вы можете на одной небольшой территории создавать, по сути, несколько садиков, которые станут сменять друг друга в течение года и при этом не будут абсолютно похожими».
Обязательно учитывайте сезонные изменения, происходящие с растениями
Двумя руками поддерживаю такую точку зрения! Очень обидно, что часто мы просто игнорируем подобную бесценную возможность. За неделю перефотографировавшись всей семьёй на фоне цветущих спирей вангутта, окружённых радугой тюльпанов и примул, мы потом большую часть сезона любуемся тем, как желтеют ничем не прикрытые тюльпановые листья (начитались же, что выкапывать нельзя, отток питательных веществ и пр.). Да и спирея вангутта стоит никакая (даже осени у неё не предвидится)…
А ещё мы почему-то любим устроить осень летом, высадив сортовые «багрец и золото» по всему саду, и за этим и красоту пушкинской осени уже не замечая. А подливает масла в огонь не иначе как вредительская подпись в статьях и книжках: «стабильно декоративное растение»; в основном это относится к хвойным.
Стабильная декоративность растений — не всегда благо
Хорошо ли это, если растение не имеет своего пика декоративности? Это как парадный костюм, который носили ежедневно, а потом надели на праздник — торжественности момента никто в вашем облике не почувствует. С растением так же. Дайте ему возможность открыться тогда, когда действительно его уже ничем не заменишь (уже опали или ещё не распустились листья, далеко до цветения — радует цвет хвои и её запах). Не заставляйте себя и своих гостей созерцать это ежедневно и искусственно восхищаться своим садом. Пусть ваш восторг будет искренним, когда вы каждое утро, выйдя в сад, будете видеть в нём что-то новое, а не устоявшуюся картинку, меняющую только свои размеры.
Аргументы финансовые и прочие
Конечно, есть много других критериев, по которым происходит выбор растений для заполнения объёмов в частном саду и которые просто невозможно охватить в одной статье. Это и индивидуальные предпочтения, вплоть до суеверий: мол, это растение «приносит деньги», а вот это — «к покойнику». Это и медицинские показания, по которым то или иное растение не может расти в саду данного человека (аллергии и пр.). Это и домашние животные, влияющие на подбор и возможности последующего ухода за садом, и стилистика дома, и финансовые возможности владельца сада.
При выборе растений для частного сада критерии могут быть весьма разнообразными
Кстати, о финансах. Тут есть повод сказать о том, какие растения и в каком стандарте лучше приобретать для посадки. Если их разделить на две группы по скорости роста, то мы получим группу относительно медленнорастущих и группу относительно быстрорастущих. Те, что растут медленнее, стоят дороже, а те, что быстрее,— дешевле. Имеет смысл в ожидании роста медленнорастущих, предназначенных со временем стать скелетом сада (кедровые стланики, сосны горные, магонии, рододендроны и пр.), разнообразить композиции быстрорастущими кустарниками (спиреи, барбарисы, дёрены и др.), которые сразу украсят сад. Это может максимально приблизить срок наступления декоративности сада из кустарников. В вопросах выбора культур вам может помочь статья Самые шустрые! Деревья и кустарники, с помощью которых можно быстро озеленить участок.
Быстрорастущие кустарники максимально приблизят срок наступления декоративности сада
Выбирая такие растения, в большинстве случаев логичнее взять медленнорастущие размером выше среднего, а быстрорастущие — самого минимального размера (включая весенние предложения садовых центров по продаже таких растений с оголённой корневой системой в связках по 15-25 штук), экономя именно на последних. Они быстро наверстают недостающий размер. Учитывая, что медленных всегда меньше, мы чаще всего выйдем на окончательную смету, схожую с той, при которой покупали бы всё среднего размера.
Кстати, если выбирать размер того растения, которое должно с самого начала производить впечатление (масштабом будет служить рост человека, его созерцающего), то легко понять, какова должна быть его минимальная высота. Стоимость саженца высотой до макушки человека и саженца высотой до его подбородка будет отличаться минимально, но их размер психологически будет восприниматься по-разному: одно дело смотреть на растение, наклоняя голову вниз, другое — слегка её приподняв.
Говоря о финансовой составляющей, хочется также отметить, что некоторые дорогие сорта отличаются от более дешёвых того же растения только когда мы рассматриваем их с близкого расстояния. И если какой-то сорт с тонкой жёлтой каёмочкой предстанет перед неподвижно сидящим перед ним человеком (не движущимся, а именно остановившимся!), то переплатить за каёмочку имеет смысл. Если же мы будем видеть его с расстояния нескольких метров или даже созерцать вблизи, но двигаясь, то этот дорогой сорт, скорее всего, будет восприниматься нами как обычное пурпурное или зелёное растение.
Затраты на создание кустарниковых композиций можно оптимизировать
Справедливости ради надо заметить, что, конечно же, есть и такие сорта, декоративные качества которых (особая ажурность, форма кроны, рисунок ветвей и пр.) воспринимаются как раз с расстояния, и посадив такое растение вблизи наблюдателя, мы тоже, получится, зря потратим деньги.
Не забывайте, что в нашем распоряжении находятся и манипуляции с растениями, с помощью которых мы можем некоторые деревья сделать кустарниками, например, регулярно «сажая их на пень». Возможен и обратный путь — выращивание кустарников в штамбовой форме. Тогда те, кто были на ролях среднего плана, а то и вовсе проживали свою жизнь «на дне» композиции, могут стать её главными акцентами.
Экспериментируйте и с плодово-ягодными. Многие из них не только урожайны, но ещё и довольно красивы. Смородины, крыжовники нетрудно выращивать в штамбовой форме, делая акцентами композиций.
Не забывайте также и о больших возможностях малых архитектурных форм. Иногда один каменный шар или ажурная пирамидка для вьющихся растений коренным образом меняют настроение и стилистику композиции, приближая её к требуемому варианту. При всём при этом, как это ни парадоксально звучит, старайтесь и себя держать в руках: избыточность здесь может стать главным врагом. Не принимайте последнее утверждение, как отказ от коллекций. Именно они, как нигде в других местах, возможны в описываемых выше садах — но коллекции достойно и со вкусом обыгранные.
Не забывайте о больших возможностях малых архитектурных форм
В следующий раз мы поговорим об особенностях использования кустарников вблизи видовых точек и вдали о них, а также о том, какую роль могут сыграть аромат, цвет, фактура кустарников. В подборе растений для сада кустарников вам, возможно, помогут публикации: