Рынок грузовых автомобилей в России: итоги и перспективы в 2024 году
Грузовой транспорт — динамично развивающееся направление автотранспортной отрасли в России. Этому способствует ряд факторов:
- Рынок требует качественный и надежный транспорт;
- Изменения в логистических схемах — политика недружественных стран, закрытие «неба» и железнодорожных сетей — все это приводит к организации альтернативных путей доставки. В условиях развития инфраструктуры ЕАЭС и нарастания дружественных связей с Китаем и странами Азии грузовой автотранспорт становится приоритетным вариантом;
- Политика стимулирования внутреннего бизнеса со стороны регулятора привела к нарастанию объемов производства. Игроки рынка испытывают потребность в качественном и конкурентном по цене грузовом транспорте для своих производств и логистических задач.
Все это привело к тому, что в России за 11 месяцев 2023 года было зарегистрировано 119 204 новых грузовиков. Согласно данным «АСМ-холдинг» — почти в 2 раза больше (на 81,2%), чем в прошлом 2022 году.
По виду назначения грузовых автомобилей приоритетность распределилась следующим образом:
- 31 085 магистральных тягачей;
- 18 677 самосвалов;
- 5 611 грузовиков с бортовыми платформами;
- 1 845 машин с автокранами;
- 2 727 рефрижераторов;
- 846 автоцистерн
- 118 заправщиков топлива.
Лидеры рынка грузовой автомобильной промышленности
Неудивительно, что лидером рынка снова стал «КАМАЗ», который продал аж 26 365 грузовиков. Монополист отрасли и крупнейшее предприятие Татарстана сумело не только нарастить производство старых модель, но и увеличить продажи нового «Компас 9» — их реализовали 1 231 единицу.
А вот на втором месте расположился надежный партнер нашей страны из дружественного Китая — Sitrak. Грузовиков Sitrak было продано 20 335 единиц, из которых наиболее популярны у отечественного бизнеса были тягачи (C7H 4X2). Таких машин было продано 15 734 единицы. Также востребованы были и самосвалы. Суммарно их было реализовано 4 599 единиц.
Почему осенью наступил спад?
За первое полугодие 2023 года, по данным аналитиков, было продано до 70% планируемого к реализации объема грузового транспорта. Однако, далее наступил краткосрочный спад.
Исследование компании «Автостат» подтверждает тенденцию — в ноябре было реализовано 12 343 единицы грузового транспорта. Темп продаж снизился на 5% по сравнению с октябрем.
Лидеры рынка показали следующие результаты:
- «КАМАЗ» — 2 598 единицы транспорта;
- Sitrak — 1 451 единицы транспорта.
Результативность КАМАЗ и Sitrak объясняется гибкостью подхода к ценообразованию и оптимизации производств. Если отечественная корпорация сделала подход на адаптацию и максимальное использование преференций внутреннего игрока, то китайская корпорация сделала ставку на экспертный анализ рынка.
Sitrak только в 2023 году начал активно осваивать рынок России, но при этом сразу определил вектор политики конкурентного ценообразования. Средняя цена техники Sitrak в 2023 году составила от 9 000 000 до 9 500 000 рублей по данным аналитиков отрасли. Эксперты прогнозируют, что в первом квартале 2024 года индексация стоимости грузовиков Sitrak составит не более 10%. Несмотря на ослабление рубля и конъюнктуру рынка внешней торговли.
Перспективы Китайских компаний на отечественном рынке
Эксперты сходятся во мнении — китайские машины планомерно занимают ключевые позиции на отечественном рынке автомобилей. По легковому транспорту Китай уже занимает 60% рынка — первое место по импорту автомобилей из Поднебесной среди всех стран мира.
Тенденции схожи и в сегменте грузовых машин и автотранспортной техники. Бизнесмены, которые раньше предпочитали исключительно технику Европы, сейчас обратили внимание на Китай. И тому есть объективные причины.
Во-первых, привозить технику и грузовые автомобили из Европы по «серым» схемам параллельного импорта стало просто очень дорого и рискованно.
Во-вторых — Китай нарастил технологии и готов поставлять машины надлежащего качества. Техника компании Sitrak, которая, в том числе, снабжает и армию Китая — яркое тому подтверждение.
В-третьих, Россия имеет общую границу с Китаем и дружественные партнерские взаимоотношения. Все это значительно снижает логистические и таможенные риски.
Что будет в 2024 году
Китай — ключевой игрок отечественного рынка грузового транспорта и техники, наряду с монополистом отечественного производства — «КАМАЗ». Нет никаких сомнений, что в 2024 году китайские игроки Sitrak, FAW и их партнеры будут наращивать долю присутствия на рынке и снижать до 10-15% фактические поставки компаний из недружественных стран. Об учтенном импорте из Европы говорить не приходиться — шансы на отмену санкций в следующем году равны 0,0001%.
Объемы поставок из Китая будут зависеть от политики ЦБ РФ и волатильности рубля. Сейчас регулятор занял жесткую позицию по отношению к инфляции и наращивает валютные активы с целью перепродажи. Поэтому мы предполагаем, что в первом квартале рынок сохранит текущие показатели.
Во втором квартале последует небольшой спад в связи с ослаблением рубля и продажей ЦБ РФ своих валютных активов на пике стоимости. Далее рубль начнет укрепление, что приведет к оживлению рынка и совокупному увеличению его объема в 3 и 4 кварталах на 10-15%.
Источник https://ru.sinotrukinternational.com/about-us.html.