Что такое композитный баллон

Что такое композитный баллон

Постоянно растёт количество автомобилей, использующих газ вместо бензина и дизельного топлива. Это связано как с экономическими факторами, так и с экологическими причинами. Вместе с этим растёт спрос на баллоны ГБО для хранения и транспортировки газа, используемого при работе газобаллонного оборудования (ГБО) .Среди газовых баллонов, устанавливаемых на авто, композитный газовый баллон занимает особое место.

Композитный баллон это

Сосуд, рассчитанный на хранение газа под высоким давлением, является газовым баллоном. Композитный баллон изготавливается по особой технологии. В качестве материала используют эпоксидную смолу и стекловолокно. Для изготовления колбы на форму укладывают нить из стекловолокна. Поверхность намотки покрывают эпоксидной смолой и обрабатывают отвердителем. Когда колба затвердеет, в разъём крепят клапан, вентиль и регулирующее устройство. Форму композитного баллона методом раздува изготавливают из полипропилена. Данный материал обладает высокой прочностью, долговечностью и простой утилизацией. Корпус, изготовленный из такого материала, бывает разных цветов и фактур.

Для изготовления колбы используют полимер высокого качества. Кроме прочности и удобной эксплуатации, добиваются экологической безопасности. Обычно для улучшения качества стекловолокна добавляют бор. Он улучшает качество материала, но вредит окружающей среде. Поэтому в композитном баллоне бор заменён на более безопасный элемент.

Все композитные баллоны оборудуют предохранительными устройствами:

    • Не ценой интересен композитный баллон, это ясно. Так почему не смотря на цену, спрос на композитные баллоны неизменно растет?! Давайте разбираться. Для начала нужно разобраться в чем же «Ахиллесова пята» устаревших металлических баллонов.

      — Коррозия и механические повреждения

      Состояние металлического баллона изнутри сложно выяснить наверняка без поверки. В газовых баллонах образуется конденсат, что с течением времени может привести, к коррозии изнутри. Часто из-за коррозионных отложений забивается вентиль, первый предвестник «усталости» баллона. Более того в некоторых случаях коррозия приводит к деградации прочности несущего лейнера (колбы корпуса) и сварных швов баллона. Более того стальной баллон боится и механических повреждений — падения, запилы, вмятины на корпусе не способствуют его прочности. Как известно, где тонко — там и рвется. Поэтому, для металлических баллонов и необходима обязательная поверка, где баллон разбирают и подвергают гидравлическим испытаниям. Если вы сами этого не делали в срок, ваш баллон темная лошадка, тем более, если ему уже лет за 15. Катализатором взрывоопасности являются условия эксплуатации, условия транспортировки и, да-да, "человеческий фактор", закрывающий на эти моменты глаза.

      Не делая поверок и относясь халатно к необходимым условиям эксплуатации, пренебрегая техникой безопасности потребитель зачастую стремится еще и сэкономить, загоняя себя глубоко в зону риска. Часто не осознанно. Например, заправил на морозе до краев, занес в теплое помещение. Или оставил, например, на улице под солнцем. От большого перепада температур газ расширяется и ищет «выход». Хорошо, если он (потребитель) избавился от вредных привычек заранее. Когда «выход» газом будет найден, может и обойдётся без взрыва, но летающий как ракета не закрепленный баллон тоже вещь не из безопасных.

      — «Общий градус по больнице»

      К сожалению, в настоящее время в нашей стране отошли от централизованной системы эксплуатации газобаллонного оборудования в частном секторе, как это было в Советском Союзе. Тогда, как вы, наверное, помните, приезжала машина и меняла баллон на полный. Затем ваш пустой баллон попадал на станцию обслуживания, где с ним производились все необходимые мероприятия по проверке его эксплуатационных характеристик. Не прошедшие проверку баллоны отбраковывались и изымались из эксплуатации. Под таким, системным и централизованным надзором баллон мог пережить не более 8 поверок, что в целом гарантировало его расчетную безопасную эксплуатацию в течении 40 лет.

      Читайте также:  Стручковая фасоль по грузински рецепты

      После развала Союза, обязанность по контролю частично возложили на газозаправочные станции, а необходимость поверки и ее оплату — на самих потребителей. Эти причины еще больше способствовали общему обветшанию всего баллонного парка в масштабах страны. Подавляющее большинство эксплуатируемых баллонов имеют возраст более 15 лет и ни разу не проходили обязательную поверку раз в пять лет. Многие из нас сталкивались с ситуацией, когда баллон отказываются заправлять. И не спешите упрашивать заправщика, чтобы для вас он сделал исключение и закрыл глаза на отсутствующую своевременную отметку в паспорте вашего ржавого «красавца». Задумайтесь. Ведь он первый, видя сложившуюся ситуацию, понимает, что это крайне опасно.

      Из-за избыточного давления и ослабленного, выше описанными факторами, корпуса — металлический баллон, подвержен взрывной разгерметизации, а при наличии открытого источника огня и/или искры — взрыву. Который даёт ударную волну, сопровождаемую разбросом осколков корпуса. И если никто не пострадает, то с большой вероятностью пострадает имущество. И если не от осколков, то от сопровождающего, как правило, взрыв пожара. Композитные баллоны от этого избавлены в принципе, не только в открытом огне, но и даже под шквальным огнём из автоматического оружия!

      Так в чем же преимущества композитных баллонов?


      В первую очередь это — новый уровень безопасности композитного баллона. Недаром полимерно-композитные баллоны называют баллонами нового поколения.

      — Композитный баллон в 4 раза прочнее металлического

      Корпус баллона — цельный, в нем нет швов, что безусловно способствует прочности. А благодаря используемому в корпусе стекловолокну, прекрасно работающему на растяжение, достигается небывалая прочность корпуса. Композитный баллон прочнее металлического как минимум в 4 раза на разрыв и выдерживает до 130 бар, против 30 предельных у металлического. Даже при больших перепадах температур, лейнер легко справляется с возрастающим давлением внутри. Там, где металлический баллон уже разорвало на куски, у композитного еще даже аварийный клапан не сработал.

      — Композитный баллон не подвержен коррозии

      Ни изнутри, ни снаружи. Ржавчина не повлияет на прочность корпуса и не испортит внешний вид. «Композит» не надо шкурить, потому что его никогда не возникнет желание красить. Он легко отмоется от грязи на любой мойке, не потеряет внешний вид с годами. А срок эксплуатации, например, у Чешского баллона не ограничен. Не придется выковыривать отвалившиеся куски краски с ржавчиной из ворса багажника, что будет приятным дополнением автолюбителям.

      — Вентиль композитного баллона оснащен системой аварийного сброса давления

      При превышении порога давления, газ стравливается небольшими порциями. Так, например, у Чешского баллона HPC Research аварийный клапан настроен на 35 Бар. Для понимания, при температуре окружающей среды в 70 градусов, давление даже чистого пропана у «Чеха» не достигнет отметки и в 30 бар. Клапан не сработает.

      Композитные баллоны не подвержены взрыву. Противодействие взрывной разгерметизации запрограммированно еще на этапе производства композитного баллона. И если с бОльшими, чем у стальных баллонов, перепадами температур, с легкостью справляется прочный композитный корпус. То, срабатывание клапана аварийного сброса давления, с большой долей вероятности свидетельствует о приближении к последнему рубежу обороны. В данной ситуации, уже ясно определенно — открытый источник огня находится в непосредственной близости от баллона. При достижении температуры, окружающей баллон среды, в 200 и более градусов размягчается и начинает выгорать связующая намотку полимерная основа, обнажая сетчатую структуру стекловолокна, через которую и стравливается опасное давление. Таким образом, весь вырывающийся наружу газ выгорает малыми порциями, не давая произойти взрыву. Ни взрыву, ни ударной волне, ни тем более, поражающим все на своем пути, осколкам. Как это все происходит в живую смотрите в этом видео https://www.youtube.com/watch?v=9QN6duEjeIA (полностью заправленный "Чех" в открытом огне).

      В защиту металлических баллонов, надо заметить, что в последнее время появляется информация об установке в металлические баллоны вентилей с клапаном аварийного сброса давления. Но, к сожалению, в продаже они пока не замечены. Заявленная цена выше, выше обычных и приближается к уровню композитных. Кроме того, никуда не делся ни вес, ни способность такого баллона ржаветь со временем. Все-таки стальной баллон, это стальной баллон — "прошлый век", и это надо понимать.

      Но, не только одной безопасностью хороши композитные баллоны. Имеется еще пара «побочных» приятных дополнений.

      Преимущества композитных баллонов несвязанные с безопасностью

      Конечно же вес. Композитные баллоны от трех до пяти раз легче своих стальных аналогов. Например, заправленный полностью «композит» весит всего 15 кг, его «старший» товарищ (27 л) столько весит пустой! Не нужно, например, искать «напарника» помочь с погрузкой на заправке или изображать из себя мифического Геракла, тягая 44 кг (именно столько весит заправленный полностью 50 литровый баллон) в багажник своего автомобиля, рискуя здоровьем и болями в спине, пояснице. С этой задачей с легкость справится, даже необременённая мечтами о бодибилдинге, девушка.

      Корпус конечно не прозрачен, как стекло, но на просвет вполне можно оценить, когда приблизительно вновь придется ехать на заправку. Неожиданно для вас газ не закончится.

      Определенно, полимерно-композитные баллоны можно считать новым уровнем безопасности при эксплуатации газа в быту, за счет интегрированных систем защиты. В некотором смысле, факт появления композитных баллонов на рынке можно рассматривать, как системный шаг вперед и на пути решения «проблематики человеческого фактора». Композитные баллоны более «дружелюбны» к ошибкам, что конечно же, ни в коем случае, не избавляет от необходимости знания и соблюдения элементарных правил ТБ и эксплуатации.

      Не подлежит сомнению, что делая выбор в предметной области с повышенным риском, человек должен быть уверен, что ознакомился со всеми необходимыми для выбора аспектами, проработал все возможные «случайности», трезво оценил риски, а главное — сделал осознанный выбор. Поговорка о том, что скупой платит дважды, сейчас уже устарела, в наше время скупой платит постоянно. В следующей статье, мы как раз и попробуем посчитать, на сколько дороже выйдет композитный баллон при эксплуатации на дистанции в 10 лет.

      Читайте также:  Уход за фиалками в горшке зимой

      Помочь Вам сделать более осознанный выбор и ставилась нами как цель при написании этой статьи, надеемся, что нам это хоть немного удалось.

      Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях, чтобы не пропустить наши новые статьи и быть в курсе новостей и проводимых нами акций.

      Если нужна емкость для хранения сжиженного газа, обязательно следует рассмотреть такой вариант как композитный газовый баллон. Это современная разработка, которая позволяет хранить горючую смесь наиболее безопасным способом. Кроме того, такие баллоны очень удобны в эксплуатации.

      Предлагаем ознакомиться со статьей, в которой подробно рассмотрены конструктивные отличия устройства и принцип работы. Для совершения взвешенной покупки у нас приведены положительные и отрицательные стороны полимерного евро-резервуара для газа. Безопасную эксплуатацию обеспечит соблюдение изложенных нами правил.

      Принцип работы и устройство

      Для изготовления евробаллонов используют стекловолокно и эпоксидную смолу. Чтобы сделать колбу, на специальную форму наматывают нить, выполненную из высококачественного стекловолокна. Потом эту плотную намотку тщательно пропитывают эпоксидной смолой. Состав обрабатывают отвердителем.

      После того, как колба полностью затвердеет и приобретет необходимую прочность, можно продолжать дальнейшие работы. В подготовленные разъемы вставляют вентили, клапана и другие регулирующие работу емкости устройства.

      Сверху надевают съемный кожух из пластика, снабженный ручками для переноски баллона. Эту решетчатую оболочку при необходимости можно снимать или заменять.

      Полипропилен, из которого изготовлены такие емкости, полностью безопасен по отношению к окружающей среде. Такой материал не сложно утилизировать, для этого не нужны дорогостоящие специальные процедуры. При желании материалу можно придать практически любую окраску.

      Некоторые компании заказывают партию емкостей с уникальным дизайном ради корпоративного стиля или для практических нужд, например, чтобы различать баллоны с различным содержимым или предназначенные для разных подразделений и т.п. Высокие требования экологической безопасности – одно из главных условий при производстве композитных газовых баллонов.

      Например, используется только стекловолокно, при изготовлении которого не применялось такое опасное вещество, как бор, улучшающий характеристики материала без больших затрат. Для производства композитных колб берут стекловолокно, которое изготавливают с более безопасным заменителем бора.

      Полученный в результате композитный материал не тускнеет, не выгорает и сохраняет однородную прозрачность, поскольку остается устойчивым к воздействию ультрафиолетового излучения в течение длительного времени. Небольшое изменение цвета колбы из композитов может произойти лишь спустя несколько лет после начала эксплуатации.

      Но даже в таком случае остальные функциональные характеристики баллонов не изменятся. Выпускное отверстие газовых баллонов, которые выполнены из композитных материалов, обычно стандартизовано по типам EN 11363, EN 629 или DIN 477. Входной клапан 25Е позволяет без проблем выполнять заправку емкости доступными средствами.

      Евробаллоны сопротивляются разрыву гораздо лучше, чем металлические емкости в аналогичных условиях. Чтобы взорвать композитный баллон понадобится создать внутри него усилие, примерно в два раза превышающее показатели, при которых взрываются обычные газовые баллоны.

      Хотя в соответствии с требованиями ГОСТ любой газовый баллон должен выдерживать давление не менее 50 атм., оказываемое на корпус устройства, чего достаточно, чтобы обеспечить необходимый уровень безопасности.

      Металлические баллоны комплектуют вентилями типа ВБ-2, при этом для повышения уровня безопасности приходится дополнительно устанавливать предохранительные устройства. Сравнить композитный вариант с другими видами газовых баллонов вы сможете, ознакомившись с рекомендуемой нами статьей.

      Чаще всего это специальный редуктор с клапаном, популярны такие изделия, выпущенные под маркой GOK. На композитных же баллонах все необходимые предохранители уже установлены, необходимости в дополнительных защитных средствах нет.

      В зависимости от того, где произведен композитный баллон, он может иметь некоторые различия. Например, евробаллоны норвежского производства, такие как Ragasco LPG 24.5, обладают не такой высокой прозрачностью, как устройства других фирм. Чтобы определить количество сжиженного газа в них, нужно баллон немного покачать.

      Лабораторные испытания показывают, что евробаллоны демонстрируют высокую устойчивость к статистической усталости при температуре 70 градусов. Что касается теплообменных способностей композитных конструкций, то при температуре до -15 градусов они показывают такие же характеристики, как и их металлические аналоги.

      Скорость испарения при этом обычно составляет около 300 г/ч. Однако, если предполагается использовать устройство этого типа при более низких температурах, или когда нужна другая скорость испарения СУГ, следует внимательно изучить характеристики выбранной модели.

      Наружная температура может существенно сказаться на скорости испарения сжиженного газа, что может отразиться на эффективности работы устройства. В таких ситуациях рекомендуется позаботиться о дополнительном утеплении емкости.

      Преимущества и недостатки евроемкостей

      Баллоны, изготовленные из полимерных материалов, очень удобны в хранении. Такие емкости допускается складировать друг на друга, например, штабелями.

      Их можно подключать к тем же видам газовых приборов, что рассчитаны на стандартные устройства для подачи газа. Сжиженный газ можно транспортировать в таких емкостях, их можно использовать в быту и при вылазках на природу, для длительного хранения СУГ и т.п.

      Вес композитных устройств примерно на треть меньше, чем у металлических аналогов, но по прочности они ничем им не уступают. Еще одно преимущество устройств этого типа – богатый ассортимент. Они широко варьируются по объему и форме. Всегда можно выбрать подходящий для конкретного случая вариант.

      Стенки таких емкостей обладают некоторой прозрачностью, что позволяет визуально оценивать количество оставшегося внутри сжиженного газа. Со временем прозрачность баллона не утрачивается, не влияет на нее и количество находящегося внутри газа. Композитные материалы при ударе не искрят, поэтому опасность случайного взрыва практически исключена.

      Разумеется, развитие коррозионных процессов изделиям из полимеров также не грозит. Материал способен переносить нагрев до температуры в 100 градусов. Выглядят такие баллоны очень привлекательно и современно, можно выбрать подходящий цвет. Баллон емкостью около 20 кг весит примерно семь килограммов или меньше.

      По весу композитные емкости с пластиковым защитным кожухом почти в два раза легче, чем металлические баллоны такого же объема. Покупатели отмечают, что ручки на композитном баллоне делают его использование еще удобнее. Малый вес и ручки позволяют справляться с погрузкой емкости средних размеров даже хрупкой женщине.

      Обычно гарантийные обязательства производителя на композитные баллоны для СУГ составляют два года. Но срок эксплуатации составляет 30 лет, а при бережном обращении и больше. Колба композитного баллона защищена сверху специальным кожухом из пластика, что увеличивает прочность устройства.

      Читайте также:  Способы борьбы с проволочником

      При случайном падении силовое воздействие приходится именно на этот кожух, даже если он треснет, колба и ее опасное содержимое останется в целости и сохранности. Поврежденный кожух можно заменить новым. Обходится такая операция значительно дешевле, чем полная замена баллона.

      Статическое электричество такому устройству также не грозит. Этот момент был подтвержден в ходе многочисленных практических исследований. Появление случайных искр, возгорание и взрыв по этой причине исключены.

      Проверку композитных баллонов рекомендуется проводить один раз в десятилетие, тогда как подобное освидетельствование металлических изделий для хранения газа следует выполнять в два раза чаще, т.е. каждые пять лет.

      Один из весомых недостатков евробаллонов – цена. Стоимость композитных емкостей примерно в четыре раза выше, чем расходы на металлические аналоги. И все же имеет смысл потратиться на такую емкость, поскольку она легче, удобнее и безопаснее, чем обычный металлический баллон. Высокая цена на евробаллоны вполне объяснима.

      Технология их производства требует высоких затрат. Производят такие емкости за рубежом, поэтому цена включает также стоимость доставки, таможенный сбор и т.п.

      Дополнительные расходы едва ли окупятся, если заменить композитной емкостью не один, а несколько металлических газовых баллонов. Основная выгода в этом случае – более удобное использование и повышенный уровень безопасности.

      Полезные сведения о безопасном применении

      Конечно, обязательный элемент любого композитного баллона для газа – предохранительные устройства. Композитные модели не исключение. В обязательном порядке на каждое устройства ставят редуктор давления. Если оно превысит минимально допустимый порог, клапан откроется, и часть газа будет стравлена, что позволит избежать разрыва конструкции.

      При этом газовый баллон продолжает работать в штатном режиме. Еще один защитный элемент, который устанавливают на евробаллонах – плавкая вставка. При опасном уровне нагрева она расплавляется, предотвращая перегрев конструкции. Ранее для этих целей использовались пружинные предохранители, но новый элемент считается более надежным.

      После того, как вставка расплавится, например, из-за перегрева во время пожара, газ выходит из емкости в безопасном управляемом режиме. К сожалению, после этого восстановить плавкую вставку невозможно, баллон становится непригодным для дальнейшей эксплуатации.

      Конечно, не стоит без крайней необходимости нагревать евробаллоны до таких высоких температур. Рабочим диапазоном для таких конструкций считаются параметры от 40 градусов мороза до 60 градусов тепла.

      Может ли взорваться композитный баллон? От искры – нет, но если давление внутри емкости случайно повысится, то вероятность такого исхода заметно повысится. Поэтому заявления об абсолютной взрывобезопасности баллонов действительности не соответствуют.

      Причиной увеличения внутреннего давления внутри такого баллона может стать нагрев корпуса, вызывающий слишком быстрое испарение сжиженного газа.

      И все же взрыв евробаллона – крайне редкое явление. При воздействии открытого огня сработает плавкая вставка, а также может расплавиться часть корпуса. Газ покинет емкость через эти отверстия, и она не взорвется. Использование горючего газа всегда производится при соблюдении повышенных мер безопасности.

      Хотя сам по себе композитный баллон взорваться не может, но причиной взрыва может стать утечка газа через большое отверстие. Поэтому регулярная проверка целостности емкости должна производиться в обязательном порядке. Правильное обслуживание композитных газовых баллонов продлит их срок эксплуатации.

      На корпусе каждого нового изделия содержится надпись, напоминающая о необходимости полного обследования и возможной замены изделия каждые десять лет.

      Конечно, выполнять стандартный осмотр и обследование баллона следует значительно чаще:

      • перед тем, как заполнять его сжиженным газом;
      • во время такой заправки;
      • после того, как емкость заполнена СУГ.

      Проверка баллона включает в себя следующие требования:

      • марка топлива и тип баллона должны соответствовать друг другу;
      • техническое обслуживание емкости следует проводить в установленные сроки;
      • необходимо удостовериться в целостности и самой композитной колбы, и нанесенной на нее маркировки.

      Если результаты проверки оказались неудовлетворительными по одному из упомянутых пунктов, емкость следует направить на внеочередное техническое обследование, чтобы убедиться в ее пригодности для дальнейшей эксплуатации. При этом осуществляется анализ износа баллона. Учитывается наличие на корпусе царапин, потертостей, вмятин и других повреждений.

      Анализируется состояние каждого повреждения на предмет опасности для общей целостности емкости. Контролировать состояние таких недостатков следует с момента их появления. При проверке маркировки газового баллона из композитных материалов нужно убедиться в ее целостности.

      Грубой и опасной ошибкой было бы заправлять такой баллон горючим, для которого он не предназначен. Маркировку разные производители выполняют по-разному. Это может быть штрих-код или специальная наклейка, которая заламинирована и надежно закреплена на корпусе.

      Обязательно должны быть указаны и сохранены такие данные, как штрих-код и серийный номер изделия. Если эта информация полностью или частично утрачена, возможно, баллон придется утилизировать и заменить новым изделием.

      Еще один важный момент – проверка целостности клапана. Этот элемент должен быть ввинчен в предназначенное для него отверстие. Площадь его соприкосновения с материалом колбы строго нормирована.

      В современных композитных баллонах устанавливается запорная арматура, соответствующая стандартам международного уровня. Кроме того, нужно следить за исправностью запорно-регулирующих устройств как на самом устройстве так и на использованном для подключенной линии. Установка и замена газовых кранов и шлангов должна производиться в соответствии с нормативами.

      В целях безопасности для заправки баллонов и замены газового крана лучше выбирать предприятия, которые могут предъявить лицензии и разрешения на этот вид деятельности.

      Выводы и полезное видео по теме

      Информацию о производстве емкостей этого типа можно посмотреть здесь:

      Баллоны для газа, изготовленные из композитных материалов, это относительно новые конструкции, но они уже уверенно потеснили своих металлических “собратьев”. В эксплуатации такие изделия значительно более удобны и безопасны. При правильном использовании и обслуживании они безупречно служат долгие годы.

      А вам приходилось пользоваться газовым баллоном из композита? Может, вам известны технические нюансы его эксплуатации и подключения, не описанные в статье? Пишите, пожалуйста, комментарии, задавайте вопросы, делитесь впечатлениями, полезными сведениями, размещайте фото по теме в расположенном ниже блоке.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector